Заключение Комиссии Совета судей Российской Федерации по этике
На заседании Комиссии Совета судей Российской Федерации по этике рассмотрено обращение судьи, пребывающего в отставке, направленное в Совет судей Российской Федерации, по вопросам применения пункта 4 статьи 3 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" (далее - Закон).
В обращении поставлены следующие вопросы:
1. На каких должностях в соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона вправе работать судья, пребывающий в отставке, в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях и одновременно сохранять право на получение пожизненного содержания?
2. Может ли судья, пребывающий в отставке, занимать в указанных органах и учреждениях должность юриста (работа которого предполагает представительство юридических лиц), если он соблюдает требования подпункта 6 пункта 3 статьи 3 Закона?
3. Вправе ли судья, пребывающий в отставке, имеющий стаж работы в должности судьи не менее 20 лет, занимать должность юриста в комплексной базе материально - технического обеспечения Каспийской флотилии, которая по своему статусу является федеральным бюджетным учреждением и действует на основании Положения, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации, либо учреждение должно обязательно иметь статус федерального государственного учреждения?
4. Может ли судья, пребывающий в отставке, работать в налоговых, таможенных и других органах, а также государственных инспекциях, работники которых в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях имеют право в рамках административного производства составлять протоколы об административных правонарушениях, отбирать объяснения, принимать решения о привлечении виновных к административной ответственности?
5. Кем и в каком порядке приостанавливается членство судьи, пребывающего в отставке, в судейском сообществе в случае осуществления им деятельности которой он вправе заниматься?
Комиссия Совета судей Российской Федерации по этике, с учетом ее полномочий, по существу поставленных вопросов полагает возможным высказать следующую позицию.
1. Согласно пункту 4 статьи 3 Закона судья, пребывающий в отставке и имеющий стаж работы в должности судьи не менее 20 лет либо достигший возраста 55 (для женщин - 50) лет, вправе работать в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях, а также работать в качестве помощника депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо помощника депутата законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, но не вправе занимать должности прокурора, следователя и дознавателя, заниматься адвокатской и нотариальной деятельностью.
При этом Закон не определяет круг должностей в указанных органах и организациях, за исключением должностей помощника депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо помощника депутата законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, которые вправе замещать судья, пребывающий в отставке.
В связи с этим представляется возможным сделать вывод о том, что Закон не ограничивает право судьи, пребывающего в отставке, замещать любые должности, если только осуществление функциональных обязанностей по этим должностям не приведет к нарушению иных положений Закона, связанных с недопустимостью занятий прокурорско - следственной, адвокатской, нотариальной и иной юрисдикционной деятельностью, что противоречило бы самой сути статуса судьи.
Работа судьи, пребывающего в отставке, в органах и организациях, названных в пункте 4 статьи 3 Закона, не предполагает прекращение выплаты ему ежемесячного пожизненного содержания.
Вместе с тем, в период осуществления деятельности, которой судья, пребывающий в отставке, вправе заниматься в соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона, на него не распространяются гарантии неприкосновенности, установленные статьей 16 Закона, членство указанного судьи в судейском сообществе на этот период приостанавливается.
2. Судья, пребывающий в отставке, может занимать должность юриста в органах и организациях, перечисленных в пункте 4 статьи 3 Закона, только в случае, если соблюдаются требования подпункта 6 пункта 3 статьи 3 Закона о недопустимости быть поверенным или представителем (кроме случаев законного представительства) по делам физических или юридических лиц.
Таким образом, если работа судьи, пребывающего в отставке, в качестве юриста предполагает представительство физических либо юридических лиц, то создается угроза нарушения требования подпункта 6 пункта 3 статьи 3 Закона. В связи с этим судье, пребывающему в отставке, следовало бы ограничиться осуществлением тех полномочий, которые не могут привести к конфликту интересов и не повлекут за собой нарушение требований, установленных пунктом 3 статьи 3 Закона.
3. Согласно пункту 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение); государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением.
В Бюджетном кодексе Российской Федерации под бюджетным учреждением понимается государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Закона Российской Федерации «Об обороне» управление объединения, управление соединения и воинская часть Вооруженных Сил Российской Федерации могут являться юридическим лицом в форме федерального бюджетного учреждения.
В этом случае решение о их создании в качестве юридического лица принимается министром обороны Российской Федерации и действуют они на основании общих положений, утверждаемых министром обороны Российской Федерации.
Если комплексная база материально-технического обеспечения Каспийской флотилии обладает статусом федерального бюджетного учреждения, то она является федеральным государственным учреждением, в котором в соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона вправе работать судья, пребывающий в отставке.
4. Пункт 4 статьи 3 Закона допускает работу судей, пребывающих в отставке, в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях. Однако ограничения, содержащиеся в этом положении, исключают возможность занимать такие должности или заниматься такой деятельностью по юридической специальности, которая предполагала бы осуществление административно - властных полномочий (прокурор, следователь, дознаватель) либо принятие решений и совершение действий, в том числе от имени Российской Федерации, имеющих не только частноправовое, но и публично-правовое значение (адвокаты, нотариусы).
В связи с этим занятие судьей, пребывающим в отставке, деятельностью на должностях государственной службы, которая предполагает составление протоколов и принятие решений о привлечении к административной ответственности, не согласуется с самой сутью статуса судьи и может привести к конфликту интересов.
5. В абзаце втором пункта 4 статьи 3 Закона предусмотрено, что в период осуществления деятельности, которой судья, пребывающий в отставке, вправе заниматься в соответствии с данным пунктом, на него не распространяются гарантии неприкосновенности, установленные статьей 16 Закона, членство указанного судьи в судейском сообществе на этот период приостанавливается.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона Российской Федерации «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» судья, пребывающий в отставке, сохраняет свою принадлежность к судейскому сообществу до прекращения отставки и может привлекаться с его согласия к работе в органах судейского сообщества.
Представляется, что если судья, пребывающий в отставке, не состоит в органах судейского сообщества, специального решения о приостановлении членства судьи в отставке в судейском сообществе не требуется. Если же судья, пребывающий в отставке, состоит в таких органах, соответствующий орган судейского сообщества своим решением должен приостановить его членство в соответствующем органе судейского сообщества.