Поиск Войти
Выбор региона
Челябинская область

Совета судей

Заключение Комиссии Совета судей Российской Федерации по этике

Заключение Комиссии Совета судей Российской Федерации по этике

На заседании Комиссии Совета судей Российской Федерации по этике рассмотрено обращение судьи, пребывающего в отставке, направленное в Совет судей Российской Федерации, по вопросам применения пункта 4 статьи 3 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" (далее - Закон).
В обращении поставлены следующие вопросы:
1. На каких должностях в соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона вправе работать судья, пребывающий в отставке, в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях и одновременно сохранять право на получение пожизненного содержания?
2. Может ли судья, пребывающий в отставке, занимать в указанных органах и учреждениях должность юриста (работа которого предполагает представительство юридических лиц), если он соблюдает требования подпункта 6 пункта 3 статьи 3 Закона?
3. Вправе ли судья, пребывающий в отставке, имеющий стаж работы в должности судьи не менее 20 лет, занимать должность юриста в комплексной базе материально - технического обеспечения Каспийской флотилии, которая по своему статусу является федеральным бюджетным учреждением и действует на основании Положения, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации, либо учреждение должно обязательно иметь статус федерального государственного учреждения?
4. Может ли судья, пребывающий в отставке, работать в налоговых, таможенных и других органах, а также государственных инспекциях, работники которых в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях имеют право в рамках административного производства составлять протоколы об административных правонарушениях, отбирать объяснения, принимать решения о привлечении виновных к административной ответственности?
5. Кем и в каком порядке приостанавливается членство судьи, пребывающего в отставке, в судейском сообществе в случае осуществления им деятельности которой он вправе заниматься?
Комиссия Совета судей Российской Федерации по этике, с учетом ее полномочий, по существу поставленных вопросов полагает возможным высказать следующую позицию.
1. Согласно пункту 4 статьи 3 Закона судья, пребывающий в отставке и имеющий стаж работы в должности судьи не менее 20 лет либо достигший возраста 55 (для женщин - 50) лет, вправе работать в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях, а также работать в качестве помощника депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо помощника депутата законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, но не вправе занимать должности прокурора, следователя и дознавателя, заниматься адвокатской и нотариальной деятельностью.
При этом Закон не определяет круг должностей в указанных органах и организациях, за исключением должностей помощника депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо помощника депутата законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, которые вправе замещать судья, пребывающий в отставке.
В связи с этим представляется возможным сделать вывод о том, что Закон не ограничивает право судьи, пребывающего в отставке, замещать любые должности, если только осуществление функциональных обязанностей по этим должностям не приведет к нарушению иных положений Закона, связанных с недопустимостью занятий прокурорско - следственной, адвокатской, нотариальной и иной юрисдикционной деятельностью, что противоречило бы самой сути статуса судьи.
Работа судьи, пребывающего в отставке, в органах и организациях, названных в пункте 4 статьи 3 Закона, не предполагает прекращение выплаты ему ежемесячного пожизненного содержания.
Вместе с тем, в период осуществления деятельности, которой судья, пребывающий в отставке, вправе заниматься в соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона, на него не распространяются гарантии неприкосновенности, установленные статьей 16 Закона, членство указанного судьи в судейском сообществе на этот период приостанавливается.
2. Судья, пребывающий в отставке, может занимать должность юриста в органах и организациях, перечисленных в пункте 4 статьи 3 Закона, только в случае, если соблюдаются требования подпункта 6 пункта 3 статьи 3 Закона о недопустимости быть поверенным или представителем (кроме случаев законного представительства) по делам физических или юридических лиц.
Таким образом, если работа судьи, пребывающего в отставке, в качестве юриста предполагает представительство физических либо юридических лиц, то создается угроза нарушения требования подпункта 6 пункта 3 статьи 3 Закона. В связи с этим судье, пребывающему в отставке, следовало бы ограничиться осуществлением тех полномочий, которые не могут привести к конфликту интересов и не повлекут за собой нарушение требований, установленных пунктом 3 статьи 3 Закона.
3. Согласно пункту 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение); государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением.
В Бюджетном кодексе Российской Федерации под бюджетным учреждением понимается государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Закона Российской Федерации «Об обороне» управление объединения, управление соединения и воинская часть Вооруженных Сил Российской Федерации могут являться юридическим лицом в форме федерального бюджетного учреждения.
В этом случае решение о их создании в качестве юридического лица принимается министром обороны Российской Федерации и действуют они на основании общих положений, утверждаемых министром обороны Российской Федерации.
Если комплексная база материально-технического обеспечения Каспийской флотилии обладает статусом федерального бюджетного учреждения, то она является федеральным государственным учреждением, в котором в соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона вправе работать судья, пребывающий в отставке.
4. Пункт 4 статьи 3 Закона допускает работу судей, пребывающих в отставке, в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях. Однако ограничения, содержащиеся в этом положении, исключают возможность занимать такие должности или заниматься такой деятельностью по юридической специальности, которая предполагала бы осуществление административно - властных полномочий (прокурор, следователь, дознаватель) либо принятие решений и совершение действий, в том числе от имени Российской Федерации, имеющих не только частноправовое, но и публично-правовое значение (адвокаты, нотариусы).
В связи с этим занятие судьей, пребывающим в отставке, деятельностью на должностях государственной службы, которая предполагает составление протоколов и принятие решений о привлечении к административной ответственности, не согласуется с самой сутью статуса судьи и может привести к конфликту интересов.
5. В абзаце втором пункта 4 статьи 3 Закона предусмотрено, что в период осуществления деятельности, которой судья, пребывающий в отставке, вправе заниматься в соответствии с данным пунктом, на него не распространяются гарантии неприкосновенности, установленные статьей 16 Закона, членство указанного судьи в судейском сообществе на этот период приостанавливается.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона Российской Федерации «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» судья, пребывающий в отставке, сохраняет свою принадлежность к судейскому сообществу до прекращения отставки и может привлекаться с его согласия к работе в органах судейского сообщества.
Представляется, что если судья, пребывающий в отставке, не состоит в органах судейского сообщества, специального решения о приостановлении членства судьи в отставке в судейском сообществе не требуется. Если же судья, пребывающий в отставке, состоит в таких органах, соответствующий орган судейского сообщества своим решением должен приостановить его членство в соответствующем органе судейского сообщества.

новости по теме
Все права защищены © 2024 Совет судей Челябинской области

Вход

Забыли пароль?